12.04.2022       268

Цифровая зрелость сама не наступит


Как объяснить ребенку, что его поведение в Сети не должно отличаться от поведения в реальной жизни

Федеральный союз адвокатов России (далее – ФСАР) подготовил детальную инструкцию для родителей, как защитить детей в Интернете. При этом юристы не только предупреждают об опасностях, которые подстерегают детей в киберпространстве, но и дают конкретные рекомендации, как поступать, чтобы несовершеннолетний подросток не стал жертвой кибермошенничества или кибербуллинга.

Сегодня проблемы и угрозы, с которыми сталкиваются дети и родители в сети «Интернет», – сложная тема ввиду несформировавшихся правильных механизмов детско-родительского взаимодействия. Однако их игнорирование или только запретительные методы не отменяют потребности в поиске оптимального решения, что является отрицательной характеристикой в отношении обеспечения информационно-психологической безопасности ребенка.

Формирование механизмов взаимодействия между родителями, детьми, а также педагогами в современном информационном обществе должно происходить на основе стимулирования детей к восприятию правильных моделей поведения в Интернете. Взрослым необходимо осознать, что виртуальная реальность таит в себе вполне реальные опасности, в каком-то смысле Интернет сейчас даже опаснее, чем улица.

Составители инструкции, прежде всего ее автор – руководитель проекта ФСАР «Женское право», ассистент кафедры «Административное, экологическое, информационное право» Российского университета транспорта (МИИТ) Татьяна Сустина, дают родителям и учителям ряд советов, направленных на то, чтобы ребенок не оказался один в виртуальном мире и был под постоянным контролем взрослых, которые смогу уберечь его от ряда опасностей.

Каждому родителю следует предпринять следующие превентивные действия:

  1. Ознакомить ребенка с ответственным использованием Интернета, например, со свободой выражения мнений и ее ограничениями.

  2. Объяснить ребенку, что поведение в Интернете не должно отличаться от поведения в реальной жизни, а фото на аватарке в виде аниме-персонажа и выдуманное имя – не гарантия конфиденциальности.

  3. Научить ребенка тому, что действия, например, комментарии с угрозами, оставленные в Интернете, помимо причинения вреда жертве влекут за собой реальные юридические последствия.

  4. Установить родительский контроль на цифровые устройства своего ребенка и регулярно проверять его учетные записи в социальных сетях и мессенджерах.

Кроме того, взрослым следует регулярно разговаривать с ребенком о проблемах, произошедших в Сети и в школе со сверстниками; рассказывать ему о рисках, связанных с использованием новых средств защиты личных данных и их конфиденциальности; по возможности сообщить ребенку о необходимости уважать права на неприкосновенность частной жизни и изображения своих товарищей.

Причем в инструкции и сопутствующих материалах говорится, что регулирование поведения ребенка в Интернете и родительский контроль не должны осуществляться посредством тотальных запретов, однако стоит учитывать возраст ребенка и уровень его цифровой зрелости.

Среди опасностей для детей в сети «Интернет» эксперты выделяют кибербуллинг и кибермошенничество.

Кибербуллинг – когда один или несколько человек используют Интернет (чаще всего соцсети, мессенджеры, онлайн-игры), чтобы оказывать на ребенка моральное давление. Необходимо делать скриншоты таких сообщений, заблокировать автора сообщений и обратиться в техподдержку сервиса для блокировки аккаунта, с которого пишет агрессор. Но прежде всего родитель должен вовремя заметить, что с ребенком что-то не так, и откровенно поговорить с ним, т.е. за ребенком надо внимательно наблюдать. Нередко сам он первым за помощью к взрослым не обратится.

Если же в отношении несовершеннолетнего произошло кибермошенничество, родителям в первую очередь нужно успокоить ребенка. Авторы инструкции дают также следующие советы: не заставлять его испытывать чувство вины (даже взрослые становятся жертвами киберпреступников), при этом поделиться с ребенком своими эмоциями, сопереживать ему; фиксировать доказательства, делая скриншоты; они будет полезны, если взрослые захотят установить и привлечь обидчика к ответственности. Для этого нужно позвонить в банк и попытаться приостановить операцию, если ребенок передал сведения платежного средства или совершил покупки без разрешения родителей, а если приостановить операцию невозможно – обратиться в банк с требованием зафиксировать данные мошенника; написать заявление о совершении преступления в свободной форме, можно от руки и подать его в ближайший к дому отдел полиции.

Предлагается также не сохранять способ оплаты на смартфоне, планшете или игровой приставке (особенно если эти устройства являются общими) – это предотвратит несанкционированные покупки ребенком; защитить свои устройства, выполняя регулярные обновления и выбирая сложные пароли. Нужно следить, чтобы устройство родителя не было привязано к устройству ребенка.

Наконец, во избежание неприятностей следует использовать программы родительского контроля, которые позволяют:

  1. Создавать различные типы профилей (адаптация ограничений в соответствии с возрастом ребенка. Выбирая профиль ребенка, он переходит в закрытое киберпространство. У него будет доступ только к выбору определенных сайтов, соответствующих его интересам и возрасту. Выбрав профиль подростка, можно предоставить свободный доступ к Интернету, при этом установить фильтр незаконных сайтов (экстремизм, расизм, наркотики) и неподходящие для несовершеннолетних (сексуализированная тематика, насилие, азартные игры).

  2. Запретить доступ к неподходящему, конфиденциальному или оскорбительному контенту.

  3. Ограничивать время подключения, установив расписание доступа в Интернет или квоты часов за период.

  4. Ограничивать доступ к играм, приложениям.

  5. Контролировать цифровое использование ребенком Сети, имея доступ к его истории просмотров и различным статистическим данным.

Если же дети уже достигли определенного уровня «цифровой зрелости», то наиболее эффективным способом обеспечения прав детей в Интернете является, вероятно, предоставление детям инструментов для того, чтобы они могли защититься сами от угроз в Интернете и в большей мере осознать свои возможности, повышая уровень осознания потенциальных рисков и долгосрочных последствий обмена личной информацией в Интернете.

Статья опубликована на сайте ФПА РФ



В список