19.10.2022       269

Каждая эпоха в нем находит свое


Какие события, детские ощущения повлияли на Федора Плевако и его жизнь, какие приемы он использовал в своих речах и какое впечатление производил, выступая в судебных заседаниях, что сделало его народным адвокатом, каким Федор Никифорович был в повседневной жизни? Об этом рассказывают в фильме вице-президент ФПА РФ Светлана Володина, историк, журналист Алексей Кузнецов, кандидат психологических наук, доцент кафедры адвокатуры МГЮА Лариса Скабелина. Как отметил в комментарии пресс-службе ФПА РФ Алексей Кузнецов, интерес к фигуре Федора Плевако не ослабевает, поскольку «каждая эпоха в нем находит свое».

«Он был прекрасным юристом, неутомимым тружеником, замечательным оратором. Таких было много, но только он совпал с народной мечтой», – так в начале фильма о Федоре Плевако говорит Алексей Кузнецов.

По словам Ларисы Скабелиной, Федор Никифорович понимал, что чувствуют другие люди, что ими движет, что они переживают в данный конкретный момент, и был чрезвычайно ответственным человеком, иначе просто не смог бы реализоваться как профессионал.

Светлана Володина, в свою очередь, поделилась: «Мы у него учились и учимся. Вы знаете, один из его важнейших приемов: он не говорил, что обвинение не право, он говорил, что оно внутри себя противоречиво. <…> он никогда не противопоставлял закон и просьбу, т.е. не говорил: “Забудьте, что это закон”. Он говорил: “Да, закон – так, но мы с вами можем принять другое решение, и это тоже будет на основании закона”».

Отметим, что «Свет и тени» – авторский цикл передач Леонида Млечина, показывающий особенности известных людей, исторических деятелей – необычность и противоречивость их личности. Об этом пресс-службе ФПА РФ рассказал один из сценаристов проекта – историк и журналист Алексей Кузнецов.

Он уточнил, что вначале готовили передачи только о творческих людях, но постепенно начали приходить к выводу, что аудитории интересны не только гениальные художники, скульпторы и писатели, но и люди из других сфер социальной жизни. И вот тогда естественным образом возникла идея рассказать о Федоре Плевако, потому что, во-первых, – это, пожалуй, самая известная фамилия в дореволюционной российской адвокатуре, а во-вторых, нынешнее знание широкой аудитории о Плевако находится в основном на уровне баек и анекдотов.

«Мы взяли несколько сторон личности Федора Плевако. Первый сюжет – его детская история, очень непростая, история о его незаконнорожденности, борьбе “за имя”. И второй сюжет – почему именно он при наличии созвездия блестящих конкурентов (таких как Спасович, Карабчевский) оказался в глазах русского человека, общества “митрополитом адвокатуры”, – пояснил Алексей Кузнецов. – В фильме рассуждают о том, какие именно черты Федора Никифоровича – и свойства личности, и приемы адвокатские – сделали его народным адвокатом, именем нарицательным».

Историк считает, что интерес к фигуре Федора Плевако не ослабевает, потому что «каждая эпоха в нем находит свое. Он настолько многосторонен, что, с одной стороны, его в любую схему можно уложить, а с другой – если серьезно и всесторонне на него смотреть, то он ни в одну не укладывается. Он был очень интересный, естественный человек. И эта естественность помогала ему, будучи небезупречным, вызывать у людей теплые чувства».

Федор Никифорович, по словам историка, совпал с неким почти сказочным образом народного адвоката, который «не параграфами, буквой закона, а каким-то его неуловимым духом защищает обиженных, восстанавливает Справедливость». Именно это легло на душу, именно поэтому о Плевако так много баек и анекдотов – в них происходит чудо.

Посмотреть фильм можно по ссылке.

Анна Стороженко



В список